Грузоподъемность автокранов

Самым важным показателем крановых установок, смонтированных на шасси стандартных грузовых машин или на специальных шасси автомобильного типа, является их максимальная грузоподъемность, а также грузоподъемность на разных вылетах и при различной высоте подъема груза.

Конструктивные особенности автокранов

От грузоподъемности автокрана зависит сечение его стрелы. До недавнего времени изготавливались автокраны с решетчатой стрелой постоянной длины. Такое сечение более экономично по расходу металла, а соответственно и легче, что повышает грузоподъемность крановой установки. Однако сечение ферменной конструкции стрелы при увеличении грузоподъемности крана значительно увеличивалось, поэтому для автокранов, способных поднять груз 16 тонн и более, сплошная стрела оказалась экономичнее.

Сейчас не выпускаются автокраны со стрелой решетчатой конструкции, модели, изготовленные отечественными и зарубежными производителями, имеют сплошные телескопические стрелы прямоугольного или овоидного сечения. Овоидное сечение – профиль, у которого верхняя часть представляет собой прямоугольник с закругленными углами, а нижняя часть имеет овальную форму. Такой профиль позволяет наиболее экономично распределить металл по сечению в зависимости от возникающих в нем напряжений. Решетчатую конструкцию имеют удлинители телескопической стрелы – гуськи, жестко или шарнирно закрепленные к стреле автокрана и позволяющие увеличить высоту подъема груза.


В зависимости от грузоподъемности крановой установки выбирается шасси, на котором она будет установлена. Отечественные автокраны, грузоподъемностью до 40 тонн смонтированы преимущественно на шасси стандартных шоссейных и вездеходных грузовых автомашин с колесной формулой 6×4 марок МАЗ. КамАЗ, Урал, а для механизмов, поднимающих 40 и 50 тонн, используется либо шасси КамАЗ 65201 с 4 мостами и колесной формулой 8×4, либо специальное шасси Брянского завода БАЗ -803121 с дизельным двигателем мощностью 285 л.с.

Зарубежные производители для автокранов большой грузоподъемности разрабатывают специальные шасси, позволяющие повысить маневренность крупногабаритных механизмов. Так длина восьмиосного 500-тонного автокрана Terex-Demag AC 500-2 составляет 19,3 м, но благодаря колесной формуле 16×8×14 с семью управляемыми осями он имеет радиус разворота всего 15,8 м и может передвигаться по автодорогам со скоростью до 64 км/час.        

Грузовысотные характеристики автокранов

Максимальная грузоподъемность крана – основной показатель этого вида строительной техники. Именно по грузоподъемности выбирают автокран, когда необходимо выполнить какие-либо работы или переместить груз определенного веса. Однако для этой характеристики мало для того, чтобы сделать правильный выбор. Максимальную грузоподъемность автокран демонстрирует на минимальном вылете стрелы, например 16-тонный Ивановец с 18-метровой стрелой поднимет груз весом 16 тонн на высоту 9 м и на вылете 1,8 м, а сверхмощный Terex-Demag AC 500-2 сможет работать с 500-тонным грузом на вылете стрелы 3 м и до высоты 15 м.

Поэтому для каждого автокрана важна грузоподъемность установки при любой длине стрелы и на любом вылете. Для этого в паспорт каждого крана включена диаграмма рабочей зоны, по которой можно определить способность этой модели поднять и переместить груз заданного веса на конкретную высоту, при расположении крана на определенном расстоянии и при произвольной длине телескопической стрелы, выдвинутой на любое количество секций.  

Грузоподъемность автокранов различных марок

Каждый завод, изготавливающий крановые установки и монтирующий их на автомобильное шасси выпускает, как правило, несколько моделей под одной маркой, но с различными грузовысотными характеристиками. Поэтому отечественные автокраны одинаковой грузоподъемности могут иметь различные марки, так например:

·         16-тонные автокраны могут быть марок: «Ивановец», «Клинцы», «Углич»;

·         25, 30, 32, 35 - тонные – «Галичанин», «Ивановец», «Клинцы», « Мотовилиха», «Углич»;

·         40-тонные - «Ивановец», «Клинцы», «Сокол»;

·         50 и 60 – тонные - «Галичанин», «Сокол».

При этом различия в грузовысотных показателях автокранов различных марок, но одинаковой грузоподъемности и с одинаковой длиной стрелы минимальны. Например, 16-тонный автокран «Клинцы» стрелой максимальной длины поднимает груз весом 4 тонны на высоту 18,5 м при вылете 6,0 м, а «Ивановец» той же грузоподъемности и с такой же стрелой – те же 4 тонны, но на высоту 18 м и при вылете 5,5 м.

Для восприятия грузового момента, воздействующего на автокран при подъеме и перемещении и грузов, используются выносные опоры, представляющие собой вертикальные упоры с башмаками, закрепленные на балках телескопической конструкции, выдвигающихся из рамы крановой установки.

Возврат к списку